Мы продолжаем цикл кратких статей о специалистах автосервиса.
Сложно себе представить современный автосервис без услуг диагностики неисправностей систем автомобиля. В обиходе слово «диагност» или «диагностик» которым нарекли лишь единичных специалистов на автосервисе, которые выполняют загадочные действия с применением сложных приборов и оборудования. Это особая каста для избранных и высокооплачиваемых работников по большей части интеллектуального труда, которых иногда по праву называют «головастиками». Голова автосервиса, его мозг в части решения сложных проблем на стыке железа и программ управления системами автомобиля – «диагност».
Давайте разберемся в сути такой профессии. Первое открытие нас (и специалиста по кадрам автосервиса) ожидает, когда мы откроем единый классификатор профессий и должностей РБ. Оказывается, применительно к автосервису – такой профессии не существует! Почему? А все потому, что, во-первых, мы с Вами живем в 21 веке, а классификатор профессий автосервиса составляли и не обновляли очень давно. Во-вторых, согласно квалификационному справочнику, с работами по автоэлектрике, связанным в т.ч. с диагностикой электрических систем должен справляться слесарь по ремонту автомобилей уже начиная с 3 разряда! Это к вопросу о квалификации «автослесарей» гордо именующих себя «механиками» и выполняющих работы ТОЛЬКО по простым видам обслуживания или ремонту подвески.
Что же значится в штатном расписании автосервиса? Тут также много открытий. Мы найдем названия «инженер наладчик», «инженер электроник», «электрик» и пр…
Действительно, современный автомобиль – сложный механизм и для квалифицированной диагностики часто требуются фундаментальные знания высшей школы (в/о) и специальные знания. Тут снова – открытие! У нас в Республике (Беларусь) нет учебного заведения, которое бы готовило таких специалистов. В Национальном техническом университете (БНТУ) на кафедре «автомобили» (АТФ) есть специальность 1-37 01 02-02 «Автомобилестроение (электроника)», где готовят специалистов по разработке автомобильной электроники. Есть информация, что БГУИР открывал специальность «Электронные системы управления автомобилей», но сегодня такой специальности нет.
На сегодняшний день в Белоруссии только специализированное кадровое и консалтинговое агентство «СЕРВИСМЕН» для всех желающих предлагает краткосрочные курсы «Диагност» по программе «диагностика бензиновых двигателей». Шесть дней подготовки по курсу «Д-1», включая два дня практической работы в учебном боксе с тестовыми автомобилями и различными видами диагностических приборов дают базовую подготовку. Первый «пилотный» курс прошел с 16 по 21 марта 2009года. Подробности смотрите на сайте компании. www.serviceman.by
Откуда же берутся эти всем известные «дяди Васи» предлагающие «компьютерную диагностику» за дешево? Где автосервису искать такого специалиста? И что такое – диагностика?
Постараемся ответить на эти вопросы. Специалистов «выращивают» крупные автосервисы (обычно дилеры). А «сырьем» для них становятся, как правило, самые опытные «автослесари» или специалисты из смежных областей имеющие высокую базовую подготовку по электротехнике и электронике. Часто, самыми успешными диагностами становятся выпускники БГУИР.
Но и им, знаний вуза недостаточно. Для комплексной оценки неисправности, требуется знание механического устройства автомобиля, принципов работы двигателя и его систем. Именно по этому хорошим диагностом становятся только со временем. Обычно, для достижения высокой квалификации в области диагностики систем автомобиля требуется не менее трех лет практики и постоянное повышение квалификации.
Автосервису нужно искать такого специалиста на другом автосервисе, а проще всего обратиться в единственное в Республике агентство на профессиональном уровне занимающееся подбором специалистов автосервиса. Это агентство «СЕРВИСМЕН».
Теперь попробуем коротко разобраться с самим понятием «диагностика».
Диагностикой, в общем понимании этого слова, занимаются практически все – владелец автомобиля когда управляет автомобилем и например прислушивается к посторонним шумам или когда он заглядывает под капот или под днище своего авто. Диагностика на автосервисе начинается уже с разговора с клиентом по телефону или лично. Когда заказчик описывает проблему, а специалист задает встречные уточняющие вопросы. По современным стандартам многих автопроизводителей таких как Ауди, VW, Ford, Пежо(и прочих) существует обязательная процедура диагностики перед заездом в цех ТО и Р, которая должна происходить в интерактивном режиме на специальном посту или в отдельном оборудованном помещении(«интерактивная приемка») в присутствии клиента. Это по задумке производственников должно помочь автосервису найти повод предложить заказчику дополнительные работы по устранению выявленных неисправностей. Цель автосервиса при этом – заработок, качество работ и безопасность клиента. Но по нашим наблюдениям в Минске нет автосервиса, который бы в полной мере соблюдал этот стандарт обслуживания. VW на Шаранговича, Автопромсервис на Машиностроителей, Ауди на Серова и другие формально имеют такие посты, но фактически используют их не по назначению в силу убеждения, что интерактивное общение с заказчиком возможно при необходимости выполнить непосредственно в цеху ТО и Р, а терять полезную площадь и время на перестановки автомобиля нецелесообразно.
Диагностикой неисправностей автомобилей также занимается и должен заниматься слесарь по ремонту и обслуживанию автомобилей. И об этом мы уже упоминали выше.
Проверка состояния подвески включая визуальный и инструментальный контроль – тоже диагностика. «Контрольный выезд» после ремонта – также диагностика. Но как мы уже знаем почетным званием «диагност» «награждают» только специалистов по диагностике систем управления автомобиля (системы зажигания, питания, комфорта и пр.). С них особый спрос, они надежда и часто «последняя инстанция» для клиента.
Риски при занятии этой профессией достаточно велики. Стоимость «приговоренных» к замене компонентов автомобиля иногда исчисляется тысячами условных единиц. Работы по поиску неисправности могут продолжаться неопределенное время и стоить неопределенно дорого. Часто перед диагностом и его клиентом встает вопрос о целесообразности сложной диагностики.
Последнее время по причине простоты и экономической эффективности в Минске получила распространение недорогая компьютерная диагностика систем управления двигателем. Вам показывают «ошибки» и делают распечатку каких-то параметров. Многие из нас наивно полагают, что компьютер (прибор) подключенный к автомобилю узнает о его техническом состоянии все… Огорчу таких граждан поведав, что чтение или стирание ошибок попавших в «накопитель» блока управления – не является серьезной диагностикой и устранением проблем в работе двигателя и других систем. Это только задает направление поиска проблем, часто указывая на последствия проблемы, а не на причину. И любой серьезный специалист это понимает и не скрывает.
Но это тема отдельного разговора и отдельной статьи.
Так кто же он – господин «диагност»? Давайте попробуем нарисовать портрет среднестатистического специалиста по диагностике систем управления автомобиля работающего в Минске.
В этом нам поможет база данных специалистов агентства «СЕРВИСМЕН». Анализ проведем по случайным 50 анкетам таких специалистов прошедших профессиональное тестирование в агентстве.
Мужчина, средний возраст 32 года, женат, высшее техническое образование, а также среднее-специальное образование (радиотехник, электромеханик), квалификация радиоинженер, специальность – приборостроение, микроэлектроника или радиотехника. Этот человек является «продвинутым пользователем» ПК, владеет английским языком на базовом уровне, и понимает специальные автомобильные термины связанные с электросхемами и диагностикой автомобиля. Средний опыт соискателя работы диагноста составляет 3 года. Заработная плата обычно находится в коридоре от 500 до 1500 у.е., средняя заработная плата от 800 долларов США в эквиваленте, что соответствует ЗП руководителя среднего звена.
Психологический портрет «диагноста» - Сангвиник, позитивен, коммуникабелен, уравновешен, с чувством собственного достоинства, интеллигентен, образован и умен. Аккуратный, методичный, привык работать в хороших условиях и с качественным оборудованием. Трудолюбив. Имеет ярко выраженный логический склад ума. Востребованность в таких специалистах на Белорусском рынке труда высокая и это часто «развращает» опытных специалистов не желающих мириться с плохими условиями труда и низкой заработной платой. Один специалист по диагностике в месяц может принести сервису от 1,5 до 5 тысяч у.е. прибыли не считая стоимости проданных запасных частей. Факт высокой экономической эффективности такого специалиста делает его желаемой фигурой на любом автосервисе. Одновременно сам «диагност» часто задумывается над тем, чтобы вместе с наработанной клиентурой уйти к себе в гараж.
Перспективы вертикального служебного роста классного специалиста сомнительные. Мы знаем диагностов выросших до руководителя дилерского автосервиса или директора компании, но это скорее исключение, чем правило. Обычно, опытный диагност прошедший массу специальных учебных курсов остается на своем месте, где он наиболее полезен компании. Иногда такой специалист, в силу склада своего ума, вырастает до должности технического обучающего тренера компании. Иногда такой специалист становится основателем собственного дела.
В рамках данной статьи мы постарались познакомить Вас с профессией «диагност», обрисовать ее особенности, риски и перспективы в РБ, сделать портрет среднестатистического специалиста по диагностике систем управления автомобиля в городе Минске. Надеемся, нам это удалось.
Автор статьи: руководитель агентства «СЕРВИСМЕН» Александр Визавитин